Главная » Статьи » Статьи по соционике |
Юрий Ямшанов. Социотип главного героя фильма "Игры разума" Джона Нэша
Что побудило меня написать эту статью? Как оказалось, далеко не все представляют, как правильно диагностировать Искателя(ИЛЭ, IL) и Аналитика (ЛИИ, LI), когда имеются сомнения, какой же ТИМ перед нами. В данной статье я хочу рассмотреть отличия Искателя от Аналитика на примере фильма ИГРЫ РАЗУМА, где главным героем является великий Джон Нэш, гениальный математик и экономист, разработавший теорию равновесия в некооперативных играх и внесший тем самым огромный вклад в развитие экономики, т.е. сделал по сути революцию в теории экономики. В 1998 году американская журналистка (и профессор экономики Колумбийского университета) Сильвия Назар написала биографию Нэша под названием «A Beautiful Mind: The Life of Mathematical Genius and Nobel Laureate John Nash» (русск. Прекрасный разум: Жизнь гения математики и нобелевского лауреата Джона Нэша). Книга мгновенно стала бестселлером. В 2001 году под руководством Рона Ховарда по мотивам книги был снят фильм «A Beautiful Mind» (в российском прокате — «Игры разума»). Фильм получил четыре «Оскара» (за лучший фильм, лучший адаптированный сценарий, режессуру и актрису второго плана), награду «Золотой глобус» и был отмечен несколькими призами BAFTA (британская премия за кинематографические достижения). Итак, чтобы правильно определить ТИМ главного героя, нам надо определить мерность функций в модели А, а также проанализировать его стимул к деятельности, стиль коммуникации, и другие параметры, о которых мы поговорим во время анализа его действий по ходу фильма. Начнем с того, что это квадра Альфа, т.е. квадра начинателей эволюции в плане науки, именно теоретической науки, абстрактной, которая не дает видимых результатов и пользы незамедлительно, а рассчитано на более длительную перспективу, доработку, применение к жизни и т.д. Главный герой явно периферийный и рассудительный. Не будем останавливаться на этом подробней, т. к. это и так предельно ясно. Мы видим, что это явно сайентист, т.е. интуитивный логик, либо Искатель, либо Аналитик. В этом и разберемся. Начнем с установки на вид деятельности. Она явно экстравертная. Т.к. это логик, экстравертность у него направлена на объективный мир, а не на людей, он изучает мир, пытаясь его понять, он явно визуал и собирает информацию в отличии от Аналитика (аудиала) не из книг и лекций, а непосредственно из самой природы. Он ищет оригинальную идею, хочет сделать открытие, а на это нужна энергия и это явно экстраверсия. Он нашел интересную для него тему, управляющая динамика (стимул к деятельности уникальность), к этому мы еще вернемся. И у него назревала идея, которую он пытается объяснить,(переход с базовой на творческую функцию), т.е. он изучает мир, у него есть идеи, а дает он только объяснение созревшим идеям. В подтверждение его экстравертности приведу пример: Когда Нэш разговаривал с профессором и просил его о встрече с Эйнштейном, профессор показал ему вручение ручек преподавателями выдающемуся профессору и сказал: «что вы видите?» Признание- ответил Нэш – (экстравертная установка). «Надо видеть свершение!» - сказал профессор (интроверт) (интровертная установка). В отличие от Искателя, Аналитик собирает массу информации из различных источников, в результате чего рождается идея, т.е. как раз, будь он Аналитиком, он бы ходил на лекции, писал доклады и доказывал имеющиеся теоремы, т.к. у него в интуиции возможностей I нет вектора глобальности и для него не важна истина с Большой буквы, он ищет конкретное ситуативное решение в рамках определенной системы. Вектор глобальности аналитика заставляет его все знания приводить к системе и из системы выделять ситуативно различные решения, идеи, о чем мы уже говорили. Далее Джон Нэш иррационал, он отвергает любую систему правил, в том числе образовательную, т.к. он ее ревизует, ведь интегральный ТИМ университета – это Инспектор (ЛСИ, LF). Искатель не понимает систематического посещения ненужных ему лекций, написания неоригинальных докладов и подчинения всем этим правилам. Вместо этого он сидит в своей комнате, наблюдает за голубями, выпивает в баре и ждет озарения. Это и есть базовая интуиция. Когда Нэш в своей комнате начал биться головой о стекло с формулами до крови, он был в истерике и кричал: «Я не могу потерпеть неудачу. Я должен достичь. Довольно смотреть в пустоту. Я подчинюсь их правилам, буду читать книги, слушать лекции, буду делать тоже, что и они. (Иррациональность+ Стимул к деятельности - уникальность) Но к этому мы еще вернемся. В том, что он логик и интуит, мы не сомневаемся, поэтому перейдем сразу к разбору мерности функций и их расположения в модели А. Начнем с базовой, как мы уже говорили, она у Нэша имеет вектор глобальности. Нэш нашел интересную для него оригинальную тему(стимул к деятельности уникальность) и начал взращивать свою идею, глобальную догадку того, как устроен универсальный, всеобъемлющий закон вселенной – управляющая динамика. Он всеми силами стремиться, чтобы его идея созрела, день и ночь думает об этом, никак не может успокоиться, пока не найдет ответ, пока его не озарит.( что и случилось в баре, но об этом позже) Он считает всех тупыми, неоригинальными, без творческого полета людьми. Когда Нэш познакомился с Мартином Хансеном, разделившим с ним эту престижную стипендию и тот принял Нэша за официанта, попросив его налить ему шампанского, вслед за этим извинился, сказав что ошибся. На это Нэш ответил: «По моему вы и в расчетах ошибаетесь, я прочел ваши работы, обе работы, одна из них о нацистских шифрах, другая – нелинейные уравнения. И там и там- ни плодотворной идеи, ни оригинальной мысли, у меня никаких сомнений!» Когда Нэш со своим сожителем по комнате Чарльзом Гарнером (воображаемым) сидели на крыше и пили виски из фляги, Нэш крикнул: «У меня нет времени на семинары, учебники, на зубрежку идей тех, кто меня глупее (Базовая+болевая) Меня интересует управляющая динамика. Мне нужна оригинальная идея. Только так я смогу стать заметным, только так я смогу состояться (Экстраверсия+ стимул к деятельности уникальность+ базовая).Когда Нэш сел играть в Го с Хансеном, тот ему сказал: «Бендер и Сол довели доказательство гипотезы Перо до конца.» Нэш ответил: «Хорошо, но не оригинально» (Базовая+стимул к деятельности - уникальность) Думаю с базовой достаточно. Перейдем к творческой. Аналитик с базовой структурной логикой L не заморачивается объяснением хода своих мыслей, своих идей и т.д. Он выдает готовый результат своих размышлений в виде кратких формулировок (интроверт). Так вот Джон Нэш как раз и занимаеться объяснением своих идей другим. Когда они всей компанией выпивали в баре и в бар пришли девушки, Хансен сказал об Адаме Смите – отце современной экономики, что личные амбиции служат общему благу и каждый будет сам за себя. Тогда Нэшу пришла наконец-таки гениальная идея, случилось озарение и он сказал: Адам Смит устарел. Если все рванем к ней, то помешаем друг другу и она не достанется никому. Тогда мы займемся подружками, и они оттолкнут нас, никто не хочет быть вторым сортом, а вот если ее никто не заметит, мы не будем толкаться и не оскорбим других девушек. Так мы выиграем. Лишь так получим женщин.» Дальше с бурной жестикуляцией (по фильму, раз уж мы фильм анализируем) он объясняет ход своих мыслей: « Адам Смит считал, что лучше всего, когда каждый член группы действует в своих интересах, правильно? Это правда, но не вся! На деле, результат будет оптимальным, если каждый член группы сделает как лучше для себя и для группы. Управляющая динамика! Адам Смит не прав!» Вот так работает на деле творческая структурная логика L. По ходу прихода гениальной идеи, которая собрала мозаику в его мыслях, он тут же ее объяснил подручным способом на примере девушек. Далее третью ролевую функцию рассмотрим в связке с четвертой болевой. Когда они сидели в баре и Нэшу сказали, что его зовет девушка, он сказал: «Господа, напоминаю, мои шансы на успех у дам с каждым разом увеличиваются» (стиль коммуникации - деловой, а не хладнокровный). И он сам к ней пошел, подсел, т.е. первым пошел знакомиться, проявив волевой напор по ролевой функции F и дальше говорит: « Я не знаю, что я должен говорить (болевая этика отношений R с пустым, не наполненным общением с девушками, вектором опыта), чтобы склонить вас переспать со мной, ведь по сути речь идет об обмене физиологическими жидкостями, может перейдем к сексу?!» (Болевая+ролевая+стиль коммуникации – деловой). Аналитик в этом случае бы с трудом, но проявил вежливость и держал бы дистанцию, показывая себя воспитанным человеком, больше молчал бы и кивал головой, а не устраивал атаку таким напором бестактности, сужая психологическую дистанцию до минимума. Далее, вначале фильма, когда они сидели на крыше со своим воображаемым сожителем, тот спросил у Нэша: «Так кто ты такой? Беднячок, не попавший в престижные колледжи?» На что Нэш ответил: «Несмотря на образование, я умею драться! Спуска никому не даю!» (На лицо F ролевая, а не болевая, он приемлет силу, но только когда это необходимо) «Все дело в том, что я не люблю людей, и у нас это взаимно» - говорит Нэш. (Шизоидная форма защита, достаточно часто встречающаяся у Искателя, но не у Аналитика, потому что у Искателя это контактная функция и проколы по ней воспринимаются очень болезненно, а у Нэша явно не было положительного опыта общения с людьми.) Вообще интуиты с деловым стилем коммуникации более коммуникабельны, чем хладнокровные, но они общаются преимущественно на интересующие их темы, а чем гениальнее искатель, тем меньше людей его понимает и тем меньше тем имеется, доступных для разговора, и искатель перестает общаться с людьми. Я думаю в интересах экономии времени, нам достаточно для разбора сознательного блока. Также я считаю, что далее фильм можно не рассматривать и не анализировать, после сделанного им открытия, поскольку он там уже заболел шизофренией и неизвестно воздействие на мозг различных психических заболеваний. В заключение добавлю, что поскольку персонаж взятый за основу является настоящим человеком, а не вымышленным, то нам будут интересны следующие факты. В своей автобиографии Нэш писал, что в школе учился средне, а математику вообще не любил — в школе её преподавали скучно (! стимул к деятельности- уникальность+ базовая иррациональная функция). Когда Нэшу было 14 лет, к нему в руки попала книга Эрика Т. Белла «Творцы математики». «Прочитав эту книгу, я сумел сам, без посторонней помощи, доказать малую теорему Ферма» — пишет Нэш в автобиографии. В Принстоне Джон Нэш услышал о теории игр, в ту пору только представленной Джоном фон Нейманом и Оскаром Моргенштерном. Теория игр поразила его воображение, да так, что в 20 лет Джон Нэш сумел создать основы научного метода, сыгравшего огромную роль в развитии мировой экономики. В 1949 году 21-летний учёный написал диссертацию о теории игр. Сорок пять лет спустя он получил за эту работу Нобелевскую премию по экономике. Вклад Нэша описали так: «За фундаментальный анализ равновесия в теории некооперативных игр». Вот и все, что я хотел сказать. При написании данной статьи мною были использованы труды В. Гуленко, А. Букалова, В. Ермака, Аушры и др. Спасибо за внимание. P.S. У меня есть интересная догадка. Как мы знаем, каждому ТИМу необходим выход творческой функции вовне, т.е. в нашем примере Искатель, теории которого никого не интересуют, которого не слушают и не понимают, считает себя в данном обществе ненужным, Искатель всем все объясняет и рассчитывает на выслушивание и признание его гения. Чем гениальней Искатель, тем одинок в этом моменте он становится. Джон Нэш несомненно был настолько гениален, что чувствовал нехватку аудитории и хотел и жаждал признания, что мы видим по фильму, а так как этого признания не было, его мозг выдумал себе воображаемого Наставника (ЭИЭ, ET), подзаказного, который признает его гений и слушает все его идеи.
| |
Просмотров: 10033 | Комментарии: 7 | | |
Всего комментариев: 6 | |
| |