Главная » Статьи » Статьи по соционике

Юрий Ямшанов. Дополнение к статье о герое фильма "ИГРЫ РАЗУМА"
Для начала, прежде всего я бы хотел сказать спасибо всем, кто написал критические замечания на мою статью. Я бы хотел прояснить некоторые моменты и прокомментировать ход своих мыслей и разъяснить причины сделанных мной «пробелов».
Начнем с того, что цель данной статьи, о чем я и заявил в начале своей статьи – отличие искателя от аналитика. Регламент статьи не предусматривал написание четырехтомника войны и мир с рассмотрением базовых дихотомий для начинающих социоников, не знакомых с базовым курсом соционики. Я бы конечно мог на десять страниц подробно аргументировано расписать дихотомию логика/этика главного героя, и думаю сумел бы доказать, что это логик. Также я думаю, что нет смысла подробно рассматривать дихотомию сенсорика/интуиция, доказывая, что это интровертная сенсорика ощущений(S) и это мастер или посредник, или F и это инспектор или хранитель. На форумах выдвигались версии, что это аналитик либо искатель, изредка встречалось мнение, что это критик, поэтому я и взялся за написание статьи. Исходя из этих посылок я и рассматривал главного героя как представителя квадры Альфа.
Извиняюсь, наоборот инертная, все правильно, спасибо Марат.
Интегральный тип университета по-моему мнению все-таки инспектор. Объясню почему. В университете, как и в школе(и в тюрьме) есть распорядок, расписание лекций и семинаров, на которые ходить студент обязан. У студента нет выбора, ходить на пары или нет, выполнять домашние задания или нет.(под угрозой F принуждения, - видов дисциплинарного взыскания – выговор, строгий выговор, отчисление.) В универе есть четкая субординация(аристократ), как между студентом и преподавателем, так и между преподавателем и зав. Кафедрой, вплоть до дирекции. Здесь не приветствуются попытки введение новшеств в структуру, свободный график утверждается у ректора, причем по строго закрытому перечню причин. Не сдача экзамена, неуплата стоимости обучения на коммерции, и т.д. также вызывают санкции, без вариантов. Это структура, возникшая очень давно и ничего не меняющая. Здесь свои правила складываются веками, есть свои традиции и т.д. Правила меняются только «сверху» Преподаватель обладает организационно-распорядительными функциями и даже по уголовному праву преподаватель, взявший взятку подпадает под статью как лицо, обладающее властными полномочиями. Я бы сказал, что университет – это Инспектор креативного подтипа ))
Далее визуал-сциентик – искатель, аудиал-сциентик – аналитик. Смотреть Седых. Р. К. «Информационный психоанализ» Рационал – восприятие – слышу – вижу.
Видимо, чтобы ответить на остальные вопросы, придеться повторить теорию...

По В. Гуленко(из статьи: «Квадральные ценности. Психологические корни социального неравенства»)
Квадра Гамма.
Духовно-психологический аспект
Либерально-прагматическая система ценностей

Характеризуется в первую очередь индивидуализмом. Индивидуализм следует понимать как ориентацию на себя, а не на других. Эгоизм как черта человеческой натуры больше не скрывается, а считается нормой. Желание получать прибыль пронизывает все стороны человеческой жизни вплоть до семейных отношений.

Отсюда особая роль денег — главного товара, который можно обменять на любой другой товар. Они становятся символом человеческого успеха. Насколько губительны деньги для второй квадры (коррупция подтачивает основы любой бета-квадральной империи), настолько они благотворны как источник роста для гаммы.

Коренная ценность гамма-квадры — прагматизм. Как известно, на нем зиждется традиционная идеология англо-саксонских стран. Их правящие и образованные круги отличаются нелюбовью к структурной логике, порождающей всеобъемлющие системы. Философия прагматизма истинным признается все то, что приносит пользу. Абсолютная истина или даже стремление к ней отвергается.

В интеллектуальной жизни происходят критические и антидогматические процессы — то, что сейчас именуют постмодернизмом. Постмодернизм — это широкое философское учение эклектического толка, в основе которого лежит смешение жанров и стирание границ. Постмодернистская эстетика в театре, кино, живописи, литературе как в зеркале отражает идеологическую систему гамма-квадры принято называть западными ценностями.

Якушев А. «Философия»:

Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.
Словари инфо. Раздел Философия:
ЭКЛЕКТИКА (греч. ekigo — выбираю) — соединение различных, иногда противоположных философских взглядов, теоретических посылок, ценностных суждений и т. п. Как методологический прием, заключающийся в бессистемном сборе и сочетании различных сведений и знаний, Э. использовалась в позднегреческой философии, схоластике, в некоторых дискуссиях нового времени. Э. характеризуется неумением выделять главное, ведущие закономерности, объясняющие процессы развития в природном и социальном мире.
Эклектика (от греч. ἐκλεκτικός – способный выбирать, выбирающий) – 1) не несущий познавательной нагрузки методологический прием, который основан на использовании вырванных из контекста фактов и формулировок и потому искажает картину исследуемого объекта или заведомо неправомерно истолковывает его при сохранении видимости логической строгости. 2) Момент в развитии системы знаний, характеризующийся присутствием в ней элементов, которые не имеют единого теоретического основания и относятся к различным, иногда взаимоисключающим аспектам рассмотрения объекта.
В качестве осознанного методологического приема Э. появляется впервые в позднегреческой философии и особенно распространяется в канонизирующей деятельности александрийских философов, филологов, теологов, ученых эллинистического периода. Э. широко использовалась в схоластических диспутах средневековья, опиравшихся на авторитетную цитату, и в спорах нового времени.
Она применяется и в наст. время в рекламе и пропаганде, в системах массовой коммуникации, находя опору в моде, привычке, традиции, стремлении к унификации и в ряде др. свойств человеческой психики, позволяющих, при некотором искусстве, подменять логические основания и концепты сообразно с поставленной целью. Пустоту и бесплодие таких построений отмечали многие философы начиная с Сократа и Аристотеля. Резко отрицательно относились к Э. классики марксизма-ленинизма, особенно Ленин. Критикуя попытки выдать Э. за диалектику, Ленин указывал на подмену оснований, подрыв целостности предмета как на характерную особенность Э.: "...подделка эклектицизма под диалектику легче всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и проч., а на деле не дает никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития" (Соч., т. 25, с. 372).
Во втором своем качестве, резко отличном от первого, – как момент познания – Э. особенно часто встречается в периоды коренной перестройки теорий или мировоззренческих схем и выступает в двух формах: как предварит. этап синтеза разнородного в единую систему (конвергентная Э.) или как начало типологического распочкования единых прежде систем (дивергентная Э.). Печатью конвергентной Э. отмечены системы орфиков, книги Ветхого завета, многие филос. школы римского периода, некоторые философские системы нового времени (см. Деизм) и т.д. Этот вид Э. можно рассматривать как первичную форму освоения новой проблематики, когда заимствованные новой системой термины и проблемы долгое время сохраняют реликтовые акценты и границы. Такое заимствование оказывается иногда единств. способом воздействовать на сложившуюся систему значений и толкнуть ее к перестройке. Дивергентная Э. связана с обнаружением в единых и простых прежде терминах типологических различий и поляризации значений по различным концептам. Примерами такой Э. могут считаться возникновение корпускулярной и волновой теорий света, связанное с разделением света как объекта изучения, а также поляризация значений в ряде современных философских терминов. Так, традиционное понимание деятельности разлагается на гетерономию репродукции и творчества; традиционная психофизическая проблема разлагается на психофизиологическую и психосоциальную и т.д. Оба эти типа Э. представляют закономерные моменты познания, средства активного воздействия на сложившиеся теории и взгляды.
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Святое семейство или критика критической критики, Соч., 2 изд., т. 2; Ленин В. И., Пролетарская революция и ренегат Каутский, Соч., 4 изд., т. 28; его же, Еще раз о профсоюзах, там же, т. 32; Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 11, М.–Л., 1935.
М. Петров. Ростов-на-Дону.
(Источник: «Философская Энциклопедия». В 5-х т. – М.: Издательство "Большая Советская Энциклопедия", 1960–1970.)

Гуленко В. В. «Квадральные ценности. Психологические корни социального неравенства»
АЛЬФА квадра
Духовно-психологический аспект
Семейно-познавательные ценности

Познание альфа-квадральных сайентистов имеет самые чистые и безобидные формы, основывается главным образом на простом любопытстве. Оно никогда не превращается в догму или мощное вероучение, вербующее на свою сторону фанатичных адептов, как у беты, и не приводится в движение посредством материального интереса, прямой денежной выгоды (прикладная наука), как у гаммы.
Для альфа-познания не нужны специнструменты и напичканные дорогой аппаратурой исследовательские лаборатории. Эта квадра познает фундаментальные законы, соприкасаясь с исследуемой материей в ходе обычной жизнедеятельности. Поэтому открываемые ею законы не носят характера жестких зависимостей. Это всего лишь эмпирические обобщения часто повторяющихся событий. Однако без подобной работы разума не была бы возможна зрелая специализированная наука.
А теперь резюме статьи для собственно социоников. Каждая квадра специализирована на свою среду и свое время. В общих чертах эта специализация такова:
— идеология квадры альфа эффективна в небольших уютных группах семейного типа (ориентация на вечность),
— квадра бета идеологически побеждает в больших централизованных группах, сплоченных единой целью борьбы за какой-либо национальный, классовый или религиозный идеал (ориентация на будущее),
— ценностные нормы квадры гамма неизбежно возобладают при действиях поодиночке на основе временных соглашений ради материального интереса (ориентация на настоящее),
— идеология квадры дельта оптимальна в группах среднего размера корпоративного типа, где общий результат одинаково зависит от успеха каждого ее участника (ориентация на прошлое).

Гуленко: «Позитивность и негативность коммуникативных функций»
4. Шестнадцать коммуникативных функций

1. Рациональные функции.
Деловая логика (P):
— негативная: сбережения, экономия, бережная эксплуатация имеющегося, урезывание расходов. Минимизация затрат.
— позитивная: траты, вложения, риски, комбинации, обкатка нового. Максимизация прибыли.
Структурная логика (L):
— позитивная: импликативная, если-то – логика, построение цепочек причин и следствий, линейная, однонаправленная. Укрепляет соответствия. Уверенная в своей непогрешимости. Логика доказательств.
— негативная: дизъюнктивная, или-или – логика, разнонаправленная, объемная, голографическая. Логика противоречий, сомнений. Парадоксальная логика. Логика опровержений.
2. Иррациональные функции.
Интуиция возможностей (I):
— позитивная: перспективность, поиск новых путей, максимизация возможностей;
— негативная: альтернативность, минимизация невозможного, скрытые таланты, утаиваемые влечения.
Интуиция времени (T):
— позитивная: интуиция новизны, надежд, любопытства, стремления в будущее;
— негативная: интуиция избегания опасности, ошибок прошлого, противоречивых тенденций.

Довгань А. Г. «О сущности и векторах социального прогресса»
5.4.1. Развитие сайентистов.

1. Сначала в результате экспериментов появляются сведения о новых явлениях. Это этап Предпринимателя, который делает прорыв в новое, обнаруживая новые факты объективного мира. Это инволюционный прорыв, прикладное открытие.

2. Искатель первым улавливает вновь появившееся факты, которые еще туманны и не постигнуты в своей сути. Он исследует эти факты и в процессе интеллектуального прозрения постигает их внутреннюю природу и выводит причинно-следственную формулу явления. Эту формулу Искатель облекает в теорию, доводит ее до всеобщего сведения и непримиримо защищает от критики. Это фундаментальный эволюционный этап Искателя.

3. Критик находит противоречия и несоответствия в теории Искателя, динамизирует и адаптирует ее к требованиям практики, дополняя прикладными разработками. Это прикладной эволюционный этап Критика.

4. Аналитик, анализируя теорию Искателя, замечает явления, которые не вошли в узкую формулу последнего. Он начинает работать над альтернативными идеями и совершает новые открытия, которые описывает в новой теории, более широкой, по сравнению с теорией Искателя. Это фундаментальный инволюционный этап, готовящий новый прорыв.

Предприниматель начинает испытывать новые идеи Аналитика на практике. Эти идеи оказываются перспективными, но довольно интуитивными, требующими углубления и доработки для широкого распространения. Их подхватывает Искатель, который развивает и превращает их в многообещающую быстро распространяющуюся теорию, которую в свою очередь критикует и адаптирует к нуждам практики Критик. Аналитик снова дорабатывает и расширяет теорию Искателя, генерируя новые идеи. Цикл замкнулся.

Эту теорию можно проиллюстрировать на примере развития психоанализа и соционики.

1. Сначала появились новые сведения о психических явлениях и проводились эксперименты (сведения об истерии, практики гипноза).

2. Затем З. Фрейд сосредоточился на постижении природы истерии, сделал открытие и создал теорию психоанализа.

3. Эта теория подверглась разного рода критике и нападкам, но, несмотря на это, стала распространенной теорией и практикой лечения психики.

4. Ученик З. Фрейда К. Г. Юнг создал более широкую модель психики и генерирует огромное количество разнообразных идей и теорий.

Одну из его теорий подхватывают И. Майерс-Бригс и А. Августинавичуте и независимо друг от друга развивают и широко распространяют на Западе в виде типоведения и в СССР в виде соционики.

Дальнейший процесс происходит у нас на глазах.

У А. Букалова «Потенциал личности и загадка человеческих отношений»:
Стр. 41
…Абстактная логика L – это та логика, которой нас учили на уроках математики. Это формулы, неизменяемые законы природы, выраженные в формулах. Это также установление системных закономерностей, иерархия. Абстрактная логика описывает соотношения между материальными объектами.
Деловая логика, или логика фактов P, описывает сами материальные объекты. Дюбая математическая формула(например a+b=c)- это абстрактная логика L, а алгоритм как последовательность действий(например компьютерная программа) – это деловая логика P. Алгоритм – это не формула, а конкретная процедура, которая реализует задачу «КАК вычислить то или иное число».
Разница между этими двумя логиками хорошо видна на примере права. Есть континентальное право – абстрактный свод законов(абстрактная логика - L), а есть англосаксонское право, которое очень предметно(деловая логика - P). Какая между ними разница?
Римляне говорили «Пусть погибнет Рим, но восторжествует закон». Это отражает первичность законов над реальными ситуациями в континентальном праве, которое восходит к Римскому праву. С этим правом нельзя легально договориться, «Закон суров, но закон есть закон», - говорили Римляне. Этот вид права действует на части Европы, и в Советском Союзе, и в СНГ. (На самом деле примерно половина мира использует континентальную систему).
Англосаксонское же право – это право фактов, право прецедента, судебные решения часто выносятся на основании прецедента – в таком-то году было аналогичное дело, суд вынес тогда-то такой-то приговор – штраф или тюремное заключение, и на основании таких прецедентов выносится новое решение суда. Этот вид права действует в Великобритании, США. Особенность этого права заключается в том, что оно позволяет договориться деловым образом – можно легально откупиться, внести залог и выйти на свободу, можно поторговаться со следствием – «Я признаюсь в том-то, а вы мне сбросите несколько лет». Это невозможно в рамках континентального права.
Вот один из примеров прецедентного англосаксонского права. Один студент Кембриджа в 20-м веке потребовал, чтобы ему на экзамене предоставили кружку пива, потому что согласно закону 14-го века студенту, пришедшему на экзамен, предоставлялась кружка пива. Кураторы посоветовались: делать нечего, закон есть закон, и выполнили его требование. Затем он был оштрафован, потому что по закону 15-го века студент обязан был быть на экзамене с мечом.
Таким образом, будет или не будет использован конкретный прецедент в данном конкретном случае, зависит от этого случая.(не штрафуют же в 20-м веке всех студентов, пришедших на экзамен без меча). Но если при судебном разбирательстве выяснится, что нечто подобное уже когда-то было, то решение с высокой вероятностью будет подобным.
Логика такого фактического права как бы мозаична, все мы слышали о странных законах в разных американских штатах, например, в одном штате нельзя привязывать крокодила к гидранту, а в другом- нельзя использовать ванны больше определенного размера и т.д. Это и есть частные законы частного англосаксонского права…

Гуленко В. В. «Квадральные ценности. Психологические корни социального неравенства»

Есть еще и третья дихотомия — восходящие/нисходящие. К восходящим квадрам относятся альфа и бета, а к нисходящим — гамма и дельта. По Аушре эта признаковая пара называется веселые/серьезные. У первых бессознательно протекают энергетические процессы, а информационные осознаются. У вторых же внимание направлено на энергетику, а информатика отходит в область бесознательно-автоматического функционирования.

Ермак, на мой взгляд обоснованно называет аспект деловой логики P – работа, в отличии от L – система, т.к. квадры Альфа и Бета, имеющие представителей типов с функциями L в блоке «знаю» и «хочу» соответственно, относятся к восходящим квадрам, в которых сознательно происходит метаболизм информации, т.е. Альфа ищет информацию, изучает объективный мир, накапливает знания и в строгой логической форме передает в Бету для последующего построения строгой L конкретной системы(L+)на основе этих знании, добытых Альфой. Т.е. от сайентистов Альфы(квестимов) к упраленцам Беты(деклатимам) переходит информация. В Альфе происходит зарождение и становление абстрактных, глобальных, дедуктивных, всеобщих идей и систем, а в Бете происходит их укрепление, внедрение, построение системы знаний определенного порядка. В отличии от Альфы и Беты, Гамма и Дельта - нисходящие квадры, имеющие в блоках «знаю» и «хочу» нарастающий аспект P – работа. Т.е. в нисходящих квадрах метаболизм информации происходит бессознательно, они не занимаются изучением глобальных, всеобъемлющих законов объективного мира, информация уже накоплена и распределена, строгая L система построена управленцами Беты. Сайентисты Гаммы, в отличие от сайентистов Альфы являются деклатимами. Цель Гаммы – проверка работоспособности L системы, построенной Бетой и для этого у них есть L в блоке «Могу». Сайентисты Гаммы(деклатимы) передают проверенные знания, преобразованные в навык управленцам Дельты(квестимам). Задача сайентистов Гаммы – переход информации в энергию, знаний в умения, здесь ценится конкретный навык, а не отвлеченное знание. Количество поступающей информации ограничивается, информация фильтруется на предмет полезности и применимости на практике, лишняя информация и лишнее теоретизирование, загруженность формулами, фундаментальные теоремы и рассуждения пресекаются, присутствует необходимость конкретной выгоды, а не абстрактные теории и расчеты. Здесь не нужны «пустые размышления», а требуется конкретный прогноз, приносящий выгоду, пользу. Сайентисты квадры Гамма отличаются от сайентистов квадры Альфа прикладным характером научных исследований, здесь не приветствуются абстрактные начинания, оригинальные идеи, пусть даже стройные научные теории критикуются, ограничивается «пустое теоретизирование», нужно действовать, в науке здесь достаточно лишь умения доказывать конкретные теоремы, применять конкретные формулы, проводить эмпирические опыты и фиксировать результаты. Это квадра не ученых, а прагматиков. Эмпирические Сайентисты Гаммы антагонисты теоретикам сайентистам Альфы. Критик полностью погашает «пустые» на его взгляд размышления Искателя, считая их лишней болтавней. Лишняя информация отсекается и считается вредной. Предприниматель же является антагонистом Аналитика, т.к. не строит глобальных систем, а рассчитывает конкретную выгоду от использования своего мозга, сколько он затратит усилий и какой конкретный полезный результат получит. Система в данном случае мешает пользе.

Гуленко В. В. «Позитивность и негативность коммуникативных функций»

4.2 Логические функции

P — динамическая логика. Процесс отработки технологий. Целенаправленные упорядочивающие действия. Расчёт затрат в ходе выполнения работы. Производство операций. Переделка структур под выполняемую задачу. Использование ресурсов с наибольшей пользой. Представляет собой ряд последовательных трансформаций статических структур. Обозначение функции идёт от первой буквы латинского слова «profiteor» — «совершаю полезные действия».

L — статическая логика. Устойчивые пропорции величин. Правильное размещение объектов относительно друг друга. Формально-логические законы. Жёсткие структуры, не допускающие в своих рамках никаких изменений. Иерархия (соподчинение). Признание всех объективно существующих вариантов равноценными. Классификации, отбрасывающие нестойкие переходные формы. Завершённые технологии или алгоритмы, возникшие как итог многократно обкатанного Р-процесса. Обозначается первой буквой латинского слова «lех» — «закон, правило».

4.4 Интуитивные функции

T — динамическая интуиция. Предчувствие или предвидение перемен. Трансформации внезапно всплывающих образов. Переход противоположностей друг в друга. Раскручивающаяся кинолента сливающихся в непрерывный сюжет картин. Рассмотрение любого явления в постоянном развитии: от рождения через становление и расцвет к перелому и постепенному угасанию. Выделение связующих, переходных форм, что размывает контуры структурированного объекта. Нюансировка, вероятность, фокусирование не на центре, а на периферии сложного целого. Обозначается первой буквой латинского слова «tempus», которое в переводе значит «время».

I — статическая интуиция. Проникновение в неизменную суть вещей и явлений. Определение потенциальных возможностей. Разрешение парадоксов, открытие универсальных, не зависящих от времени законов. Различение перспективы и альтернативы. Умозрительное постижение сложного вспыхнувшего и тут же застывшего образа. Является результатом сплава нестойких динамических образов, которые отражают отдельные стороны запутанного процесса. Обозначение функции образовано по первой букве латинского глагола «intueor», что переводится как «усматриваю, проникаю взором».

Всем спасибо за внимание и за совместные поиски истины! )))

Категория: Статьи по соционике | Добавил: комментатор (29.07.2010)
Просмотров: 2284 | Теги: Искатель, Ямшанов, Игры разума, интуитивно-логический экстраверт, Социотип, Нэш | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
1 Dej • 16:36, 01.08.2010
Расхождение в диагнозах интегрального типа вуза, возможно, (помимо иного) связано с тем, ЧТО ИМЕННО в социальном объекте (институте, организации...) является предметом диагностики. Вероятно, в каждой социальной организации есть та ее часть, которая отвечает за ее структуру, иерархию, систему норм и правил ее функционирования, взаимодействия с окружающим миром и внутреннего функционирования. Мало кто поспорит с тем, что у этой части интегральный тип Инспектор (LF, ЛСИ). Если принимать его за тип самой организации, то ЛСИ будет интегральным типом практически всех социальных организаций. Тогда с точки зрения такой социодиагностики организации будут отличаться друг от друга не социотипами, а какими-то иными параметрами или сущностями (соционичискими либо нет).
Т.о. мы выходим на проблему определения предмета интегральной соционики: что именно мы выделяем в социальной организации/социальном институте при диагностике его интегрального социотипа.

deal На большинство вопросов к первой статье я, к сожалению, ответов не увидел. Оверквотинг, а выводы делай сам! О самом Нэше автор как-то забыл.. Надеюсь, Юра закончит статью, и она займет свое место в ряду других работ по социодиагностике известных личностей!