На первом занятии в новом году (10.01.15) мы затронули тему неформальных ролей в группе. Были просмотрены видеопримеры проявления групповых ролей, в частности, двигателя, мотиватора, контактора и эксперта.
Основная тема занятия - позитивизм/негативизм, которой мы касались и ранее при изучении форм мышления. Данные признаки в этот раз были рассмотрены более тщательно - на разных уровнях - интеллектуальном, психологическом, физическом и социальном.
Но перед этим был проведён эксперимент, довольно опасный, т.к. для него был подготовлен видеоролик, вызывающий сильную реакцию - глубокие чувства и яркие эмоции. Каждый участник записал своё мнение по поводу показанного (нужно было разрешить, какая из противодействующих сторон является виноватой и предложить варианты разрешения и предотвращения конфликта). После все были разделены по группам - негативисты и позитивисты, где им предстояло путём обсуждений прийти к единому мнению по поводу того же вопроса.
Результаты оказались интересными - ВСЕ негативисты написали, что виноваты ОБЕ стороны, а почти все позитивисты же или в итоге пришли к одной виноватой стороне, малая часть воздержались от вынесения вердикта, пояснив, что ситуация очень сложная и неоднозначная.
В обсуждении в группах тоже были увидены увлекательные моменты - в группе позитивистов преобладала в целом лёгкая и непринуждённая атмосфера, не возникало никаких споров, но вынесенное мнение, высказанное лидером группы, соответствовало мнению других участников не полностью, в среднем на 60%; в группе же негативистов с самого начала наблюдалась некоторая отстранённость, закрытые позы, а процесс обсуждения темы был весьма активным и напряжённым, участники подошли к делу серьёзно и "словно по кусочкам собрали мозаику" - дополнили свой взгляд высказываниями друг друга и составили из противоречивых мнений общую картину, итог обсуждения совпал на 90% с первоначальными взглядами, но лишь потому, что не исключается возможность дополнений.
Ссылки на теорию:
Позитивизм-негативизм
Формы мышления (дихотомия позитивизм-негативизм)
Позитивность и негативность
|